четверг, 9 декабря 2010 г.

20 лучших фильмов 1960-х


Список главных фильмов 60-х годов по мнению журнала «Total DVD» (список опубликован в июльском номере журнала за 2008г.)

20 «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»
(1967, Леонид Гайдай)
Московский студент Шурик (Александр Демьяненко) приезжает на Кавказ собирать восточный фольклор. Вскоре после прибытия парень влюбляется в красавицу Нину (Наталья Варлей), но родственники без ведома девушки уже пообещали ее местному начальнику Саахову (Владимир Этуш). Поскольку миром уговорить Нину выйти за Саахова невозможно, жених организует похищение девушки. В преступлении участвует Шурик, уверенный, что невеста согласна на участие в «красивом древнем обычае».
На счету величайшего российского комедиографа Леонида Гайдая множество замечательных лент, но «Кавказская пленница» – бесспорно, главный гайдаевский хит, шутки из которого начали цитировать еще до того, как картину выпустили на экраны. Крылатые фразочки вроде «Птичку жалко!» стали культовыми, как только их услышали первые зрители постановки – собиравшие декорации рабочие. Главные достоинства «Пленницы» – это бойкий юмор и романтическая атмосфера, но не стоит забывать, что режиссер осмелился затронуть несколько тем, о которых в тогдашнем советском кино никто даже не заикался. Будь то похищения невест (которые были в прошлом, случилась тогда и продолжаются до сих пор), репрессивная психиатрическая медицина или тотальная коррупция. Если бы «Кавказская пленница» была простым пустоголовым развлечением, она бы не продержалась столько лет в хит-парадах лучших советских лент.

19 «СПАРТАК»
(Spartacus, 1960, Стэнли Кубрик)
Фракиец Спартак (Кирк Дуглас), работающий на римском руднике, приговаривается к смерти за нападение на стражника. Однако вместо казни Спартака продают в школу гладиаторов, где как раз нужны сильные и смелые рабы. Не желая умирать под крики толпы, Спартак поднимает восстание гладиаторов, к которому присоединяются городские рабы. Поначалу римляне не принимают фракийца всерьез, но рабское войско одну за другой разбивает армии, посланные для его уничтожения. В итоге разгром Спартака берет на себя патриций Красс (Лоуренс Оливье), мечтающий о диктаторской власти над Римом.
Когда «Спартак» был задуман, на него не возлагалось особенных художественных надежд. Кирк Дуглас, проигравший Чарльтону Хестону кастинг "Бен-Гура», просто хотел лично спродюсировать эпик из римской жизни и исполнить в нем главную роль. Однако по мере работы над картиной лента вышла далеко за рамки мелкого актерского тщеславия и превратилась в один из важнейших голливудских фильмов XX века. В отличие от того же «Бен-Гура», интересного в основном как грандиозное спецэффектное шоу, в «Спартаке» множество художественных слоев и уровней смысла. Это и политическое, и военное, и романтическое кино с блистательными актерами, масштабными экшен-сценами и тонкими психологическими перипетиями.



18 «ВЕЛИКИЙ ПОБЕГ»
(The Great Escape, 1963, Джон Стерджес)
Потратив много сил на поимку сбежавших военнопленных, немецкое командование во время Второй мировой создает для «летунов» особый лагерь со строжайшим режимом. Комендант лагеря уверен, что из его заведения сбежать невозможно. Однако заключенные с ним не согласны. Возглавляемые британцем Бартлеттом (Ричард Аттенборо) и американцем Хилтсом (Стив Маккуин), они разрабатывают многоступенчатый план массового побега.
Советским режиссерам не нужно было искать сюжеты военных фильмов, героизм в Великой Отечественной был на каждом шагу. Американская военная история в этом отношении была менее примечательной. Потому для Голливуда главной героической темой стали побеги из лагерей для военнопленных. То была едва ли не единственная правдоподобная ситуация, в которой американцы были слабы. Лучший фильм о таком побеге снял Джон Стерджес, не только воссоздавший на экране реальную историю, но и не побоявшийся показать горькие последствия «Великого побега», который удался лишь немногим из изначально сбежавших. В дальнейшем лента Стерджеса стала прототипом не только голливудских военных лент, но и криминальных постановок, в которых фигурировали подготовка сложной операции и рытье тоннеля.

17 «ДОКТОР СТРЭЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ ВОЛНОВАТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ»
(Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964, Стэнли Кубрик)
Командующий американской базой ВВС генерал Потрошиллер (Стерлинг Хейден) сошел с ума. Он уверен, что Советский Союз уже начал тайную химическую атаку на американских граждан. Чтобы предотвратить вторжение коммунистов, Потрошиллер приказывает самолетам с атомными боеголовками войти в советское воздушное пространство и нанести сокрушительный удар.
Два фильма Стэнли Кубрика в столь представительном хит-параде – это, конечно, много, но у нас есть оправдание. «Спартак» и «Стрейнджлав» не похожи ничем, кроме бесспорной гениальности. Если на 19-м месте у нас стоит пафосный военно-исторический эпик, то на 17-м – чернейшая эксцентрическая комедия, в которой режиссер вспоминает о пафосе только для того, чтобы его жестоко высмеять. Возможно, лучший в мире фильм о «холодной» войне, «Доктор Стрейджлав» наглядно демонстрирует, как абсурдна идея паритета взаимного уничтожения и сколь хрупок мир, на страже которого стоит оружие массового поражения. Также это настоящий комический бенефис Питера Селлерса, сыгравшего три совершенно разные роли. Впрочем, в «Докторе» все актеры отработали блистательно, наполнив жизнью и страстью превосходные сценарные диалоги. Интересно, что при этом лента не получила ни единого «Оскара». Церемония 1965-го была триумфом «Моей прекрасной леди» и «Мэри Поппинс».

16 «САМУРАЙ»
(Le Samourai, 1967, Жан-Пьер Мельвиль)
Наемный убийца Джеф Костелло (Ален Делон) славится умением безупречно выполнять заказы. Однако во время совершения очередного преступления Джеф попадается на глаза пианистке ночного клуба. Девушка отказывается его опознавать, но Костелло все равно чувствует, что его дни сочтены.
Формально «Самурай» основан на японском воинском кодексе «бусидо», но цитата, использованная Мельвилем для подтверждения «японскости» ленты, была вымышлена режиссером – она совершенно невозможна для любого японского средневекового трактата. В самом деле, позаимствовав несколько идей из восточного искусства и буддийской философии, Мельвиль создал совершенно оригинальное и нетривиальное произведение, породившее культурный миф о безупречном преступнике, живущем по строгим, одному ему понятным законам чести. Это была одна из отправных точек для многих будущих картин об уголовниках вообще и наемных убийцах в частности. Так, классическая гонконгская лента Джона Ву «Наемный убийца», по-своему исключительно влиятельная, была вольным ремейком «Самурая». Помимо ключевой сюжетной идеи лента Мельвиля примечательна как ранний блистательный образчик стиля «нео-нуар», постмодернистской игры на темы классического нуара.

15 «ВОЙНА И МИР»
(1967, Сергей Бондарчук)
Император Наполеон одну за другой покоряет европейские столицы и подбирается к границам России. Когда французский правитель решается напасть на восточнославянскую империю, начавшаяся война становится испытанием не только для кадровых военных вроде князя Андрея Болконского (Вячеслав Тихонов), но для сугубо мирных людей вроде Пьера Безухова (Сергей Бондарчук) и Наташи Ростовой (Людмила Савельева).
Во второй половине XX века советский кинематограф создал множество замечательных лент о Великой Отечественной, однако главный военный фильм эпохи был сделан о другой войне. Решив утереть нос голливудским экранизаторам «Войны и мира», партийные боссы не пожалели средств на эпический размах киноверсии одного из лучших романов русской литературы. Картина Бондарчука по сей день считается самым дорогим проектом в истории кино. Если бы она снималась сейчас и финансировалась по голливудским законам, а не по правилам приказного социализма, то на нее было бы потрачено больше полумиллиарда долларов. Однако главное достоинство «Войны и мира» – не грандиозные массовки, а «могучая кучка» блестящих актеров, представителей последнего поколения советских звезд, которые безукоризненно вписывались в интерьеры XIX века и в образы персонажей классической литературы.

14 «КВАРТИРА»
(The Apartment, 1960, Билли Уайлдер)
Отчаявшись продвинуться по службе, клерк Келвин Бакстер (Джек Леммон) решил добиться расположения боссов, сдавая им свою квартиру для развлечений с любовницами. План удался, но вскоре Бакстер обнаружил в своей постели наглотавшуюся таблеток Фрэн Кубелик (Ширли Маклейн), любовницу одного из начальников Кэлвина и предмет воздыханий самого клерка.
В отличие от многих постановщиков мелодраматичных комедий, Билли Уайлдер никогда не пытался изображать безнадежного романтика, верящего во всепобеждающую любовь. Даже в его самых светлых лентах вроде «В джазе только девушки» чувствуется скепсис немолодого и умного человека, знающего, что влюбленность – лишь одна из множества эмоций, управляющих нашей жизнью. Поэтому не стоит удивляться, что лучший романтический фильм Уайлдера – не солнечная комедия, а мрачноватая мелодрама с очевидным сатирическим подтекстом. Гнетущая корпоративная атмосфера, одиночество в большом городе, постоянное унижение «маленьких людей» – вот стены «Квартиры», в которой пытается расцвести искреннее чувство. Один из самых взрослых, серьезных и изящных фильмов в истории ромкомов, лента Уайлдера до сих пор остается непревзойденным образцом жанра.

13 «РЕБЕНОК РОЗМАРИ»
(Rosemary’s Baby, 1968, Роман Полански)
Неудачливый актер Гай Вудхаус (Джон Кассаветес) вместе с женой Розмари (Миа Фэрроу) переезжает в старинный нью-йоркский доходный дом. Когда Гай внезапно получает выигрышную роль, они с женой решают завести ребенка. В ночь зачатия Розмари чудится, что ее насилует демон, и вскоре она начинает подозревать, что носит не ребенка мужа, а сына Сатаны.
Планируя свой голливудский дебют, французский режиссер Роман Полански рассчитывал пригласить на главную роль полнокровную красотку, типично американскую старлетку. Однако если бы Розмари казалась уверенной в себе девушкой, прочно стоящей на земле, режиссер не смог бы сыграть на неоднозначности сюжета, позволяющего воспринимать события ленты и как реальный сатанинский заговор, и как помешательство беременной женщины. А так эльфообразная, «неотмирная» Фэрроу идеально вписалась во все психологические повороты постановки и позволила Полански создать эталонный триллер, который и через сорок лет после выхода на экраны выбивает почву из-под ног и заставляет содрогаться от ужаса. Другое дело, что ради съемок в «Ребенке» Фэрроу пришлось пожертвовать браком с Фрэнком Синатрой. Певец считал, что его жена должна быть домохозяйкой, а не играть в кино.


12 «НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ»
(A Bout de Souffle, 1960, Жан-Люк Годар)
Мелкий уголовник Мишель (Жан-Поль Бельмондо) крадет машину, находит в бардачке пистолет и убивает полицейского, попытавшегося его задержать. Теперь Мишель надеется получить давний должок и уговорить свою девушку Патрицию (Джин Сиберг) сбежать вместе с ним в Италию.
Если все копии «На последнем дыхании» вдруг исчезнут с лица земли, картину можно будет восстановить, склеив воедино фрагменты множества лент, подражавших, пародировавших и споривших с полнометражным дебютом одного из величайших французских режиссеров. Буквально каждая составляющая картины была экспериментом – от необычного жесткого сценария до неожиданных операторских решений (включая съемку с рук), а также уникальной для того времени техники монтажа. И почти все эти эксперименты оказались удачными, на десятилетия вперед предопределив художественные ходы не только французской «новой волны», но и всего мирового артхауса. Кроме прочего, фильм интересен еще и как ранний образец постмодернистского кино. Создавая новое искусство, Годар сознательно отталкивался от классики и, например, заставлял Бельмондо подражать голливудским звездам «мужского» кино. Придуманный для «На последнем дыхании» набор актерских приемов несколько десятилетий верой и правдой служил Бельмондо.

11 «БУТЧ КЭССИДИ И САНДЭНС КИД»
(Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969, Джордж Рой Хилл)
На Дикий Запад надвигается цивилизация, и бандитам там становится неуютно. Для борьбы с самыми известными из них создаются специальные, хорошо вооруженные отряды, и знаменитые грабители банков Бутч Кэссиди (Пол Ньюман) и Сандэнс Кид (Роберт Редфорд) решают перебраться в Латинскую Америку. Однако, прорвавшись в Боливию, они вновь берутся за старое.
В начале 1960-х вестерны, еще недавно очень популярные у зрителей, начали вымирать, уступая дорогу современному кино и фантастике. К концу десятилетия жанр окончательно вышел из моды, но это не помешало Джорджу Рою Хиллу влить новое вино в старые мехи и создать популярную ленту, изящно балансирующую на грани вестерн-классики и захватившей киномир «новой волны». В «Бутче и Сандэнсе» были погони, перестрелки, шутки, любовь, дружба, иронический аморализм, поэтично-трагичный финал… Все то, что в итоге сделало ленту хитом в глазах зрителей нескольких поколений. Картина разошлась на цитаты и стала предтечей жанра «бадди-муви», а обаятельнейшие Ньюман и Редфорд благодаря «Бутчу и Сандэнсу» превратились из кумиров Америки в звезд мировой величины. Интересно, что в карьере Хилла это был первый боевик – ранее режиссер занимался комедиями и мелодрамами.

10 «БОННИ И КЛАЙД»
(Bonnie and Clyde, 1967, Артур Пенн)
Только что вышедший из тюрьмы уголовник Клайд Бэрроу (Уоррен Битти) случайно находит родственную душу – Бонни Паркер (Фэй Данэвей), девушку из маленького городка, уставшую от провинциальной жизни и мечтающую о богатстве и славе. Бонни и Клайд создают шайку грабителей банков и вскоре становятся национальными легендами.
Если французская «новая волна» ведет отсчет от ленты «На последнем дыхании», то эпоха «нового Голливуда» началась с «Бонни и Клайда». Именно тогда голливудские воротилы почувствовали, что традиционные семейные ленты проигрывают телевидению борьбу за зрителей и что для привлечения публики нужно снимать картины, слишком экстремальные для «голубого экрана».Тут-то и пригодились радикальные и бесшабашные французские идеи, которые в «Бонни и Клайде» соединились с давней американской любовью к гангстерским сюжетам. Там, где французы прежде всего замечали бунт против затхлого общества, голливудцы видели еще и воплощение Американской Мечты о свободе, независимости и процветании. Именно поэтому «Бонни и Клайд», поначалу настороженно принятые критиками и зрителями, быстро превратились в один из самых влиятельных фильмов в истории Голливуда.

9 «ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ»
(The Bodyguard, Акира Куросава, 1961)
Безработный и безденежный самурай (Тосиро Мифуне), странствующий по Японии, приходит в городок, где давно идет война между двумя кланами якудза. Проникнувшись уважением к силе и уму воина, бандиты предлагают ему работу телохранителя, и самурай нанимается сразу в оба клана. А затем натравливает их друг на друга, чтобы мирные местные жители смогли вздохнуть спокойно.
Американские исследователи, пишущие о «Телохранителе», прежде всего отмечают, что этой картиной Куросава сыграл с Западом в творческий пинг-понг. Вдохновленный американскими ковбойскими лентами, «Телохранитель» стал основой спагетти-вестернов, подарив сюжет картине «За пригоршню долларов». Однако Куросава не делал ремейки ради ремейков и не снимал «Телохранителя» для зрителей, принципиально отказывающихся смотреть западное кино. У режиссера была куда более благородная задача. В классическом японском искусстве одиночки воспринимались как яркие и привлекательные, но обреченные персонажи, способные лишь доблестно погибнуть. Герой же «Телохранителя» не только выходил победителем, но и, используя «психологическое айкидо», направлял силу врагов против их самих. Для Японии 1960-х это был исключительно позитивный и вдохновляющий образ, ставший прототипом многих известных персонажей кино и анимации.

8 «ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ»
(C’era una Volta il West, 1968, Серджо Леоне)
Только что обвенчавшаяся Джилл (Клаудиа Кардинале) приезжает к мужу и обнаруживает, что ее новая семья убита и что она унаследовала землю, необходимую для строительства железной дороги. В сражение за эту ценность ввязываются трое мужчин – бандит Фрэнк (Питер Фонда), уголовник Шайенн (Джейсон Робардс) и вольный стрелок Гармоника (Чарльз Бронсон).
Как уже говорилось, в 1960-е голливудская фабрика вестернов начала работать вхолостую, и производство фильмов о Диком Западе переместилось в Италию. Там величайшим мастером жанра стал Серджо Леоне, и к концу десятилетия его талант признали в Штатах. Его очередной фильм получил финансовую поддержку студии Paramount, и Леоне наконец-то была дарована возможность снять поистине эпическую ленту, о которой он давно мечтал. Если в прошлом режиссер ставил полупародийные ленты, то для «Однажды на Диком Западе» он избрал мрачный, философский тон. Фильм должен был стать не только развлечением, но и многогранным рассуждением об американском прошлом и об отношениях мужчины и женщины. Откровенно говоря, Леоне откусил больший кусок, чем смог переварить, – не все в картине у него получилось. Но даже в таком виде лента стала жанровым шедевром, одним из последних классических голливудских вестернов.

«ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ»
(Lawrence of Arabia, 1962, Дэвид Лин)
Во время Первой мировой войны британцы ведут переговоры с арабами, надеясь натравить их на турок, союзников Германии. В качестве одного из экспертов по бедуинам в переговорах участвует лейтенант Томас Лоуренс (Питер О’Тул), который быстро завоевывает уважение кочевников и предлагает план наступления, безумный даже по меркам шахидов.
Великое политическое кино отличается от плохого и среднего тем, что не устаревает, когда проходит породившая его эпоха. Иногда такие ленты становятся свидетельствами о своем времени, а иногда в них обнаруживаются нюансы, о которых не особенно задумывались создатели. В случае «Лоуренса» это, например, корни нынешнего исламского терроризма, к оформлению которого приложил руку и легендарный британец. Впрочем, главное достоинство картины Лина – это не откровенный разговор об английской политике начала прошлого века. Прежде всего, это величественное полотно о жизни на фоне великой пустыни (блистательная суперширокоэкранная операторская работа Фредди Янга) и портрет удивительного персонажа-одиночки, не вписывающегося ни в какие героические штампы, но прошедшего путь от эксцентричного офицера до мудрого и безжалостного лидера объединенного им народа.

«АНДРЕЙ РУБЛЕВ»
(1966, Андрей Тарковский)
Монах-иконописец Андрей (Анатолий Солоницын) странствует по Руси, расписывая соборы и создавая иконы. Наблюдая за тем, что творится вокруг него, Андрей начинает сомневаться в ценности своего искусства и силе своей веры. В итоге он приходит к мысли принять обет молчания и отказаться от живописи.
Поэт в России больше чем поэт, художник – больше чем художник, а иконописец – это особая, ни с чем не сравнимая ответственность перед людьми, историей и Богом. И немудрено, что Андрей Тарковский выбрал именно своего тезку для размашистого размышления о дорогах, которые предначертаны каждому человеку искусства. Должен ли он «навевать сон золотой» – или указывать на общественные болезни? Можно ли писать стихи после Освенцима? Стоит ли говорить правду, если за нее убивают? Достойны ли зрители безбожного века лицезреть отраженную на полотне или доске божественную гармонию? Все эти темы затронуты в «Андрее Рублеве» и переданы с тем безукоризненным мастерством, которое отмечает все лучшие работы величайшего советского постановщика. Многие режиссеры и писатели в определенный момент своего творчества задумывались о месте искусства в истории, но никому не удавалось оформить эти мысли в столь выразительный и художественно насыщенный шедевр

«ВЫПУСКНИК»
(The Graduate, 1967, Майк Николс)
Бен Брэддок (Дастин Хоффман) окончил колледж, но он понятия не имеет, что дальше делать со своей жизнью. Поиски себя приводят его в постель к миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), супруге бизнес-парнера отца Бена. Вскоре после начала этих запретных отношений ничего не подозревающий мистер Робинсон пытается свести Брэддока со своей дочерью Элейн (Катарина Росс).
Если революционная провокация под названием «Бонни и Клайд» была создана по модным французским канонам, то для создания лишь немногим менее провокационного «Выпускника» натурализованный американец Михаил Пешковский (более известный как Майк Николс) использовал ходы тогдашнего английского кино, менее экстремального, но более сатиричного и циничного. В результате получился превосходный фильм об идейном кризисе 1960-х, когда прежнее поколение уже не могло поддерживать иллюзию общественной морали, и потому новое поколение было не способно в эту иллюзию встроиться. Лента у Николса получилась достаточно горькой, но многие ее ходы впоследствии стали неотъемлемой частью жанра ромкомов. Причем далеко не только голливудских. Совершенно не похожий на обычных американских героев Хоффман мгновенно стал заметной звездой, а вот его экранная партнерша Росс в класс «А» так и не пробилась. Хотя сыграла еще в нескольких примечательных лентах эпохи.

«8 1 / 2»
(8 1 / 2, 1963, Федерико Феллини)
Известный режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) должен снимать новый фильм. Однако он никак не может вдохновиться проектом, потому что мысли уносят его совсем в другом направлении. Параллельно он пытается разобраться со своими личными проблемами, которые не менее запутаны, чем его фантазии.
Начав режиссерскую карьеру как представитель итальянского неореализма, Феллини с годами оторвался от житейской реальности и начал снимать абстрактные, маловменяемые картины, ценимые лишь «хардкорными» фанатами. Однако в переходный период между этими этапами творчества режиссер создал несколько подлинных шедевров, главным из которых был «8 1/ 2» (название ленты – ее номер в фильмографии Феллини). Фильм начинался как история о писателе, но постепенно превратился в откровенный и увлекательный духовный автопортрет режиссера, балансирующего на грани между жизнью и сновидениями. Разумеется, постановщики и до Феллини вводили в картины «глючные» эпизоды, но итальянец был первым, кто не стал никак разделять эти два пласта ленты. Сны и реальность в «8 1/ 2» сливаются воедино, и это была настоящая революция в мировом кинематографе. В дальнейшем эта техника стала одним из клише артхауса и периодическим гостем в мейнстриме.

3 «ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ»
(Il Buono, il Brutto, il Cattivo, 1966, Серджо Леоне)
Странствуя по Америке времен Гражданской войны, бандит Туко (Эли Уоллах) и стрелок по прозвищу Блондин (Клинт Иствуд) узнают о золотом кладе, закопанном на отдаленном кладбище. Поскольку один из них знает, где находится кладбище, а другой – в какой могиле копать, им нехотя приходится объединить усилия. Тем временем на след клада нападает еще один негодяй, которого зовут Сентенца (Ли ван Клифф).
При всех недостатках диктаторских режимов, у них есть одно достоинство. Если найти с ними общий язык, можно дешево снять кино с огромной массовкой. Бондарчук на съемках «Войны и мира» использовал советских солдат, а над «Хорошим, плохим, злым» трудилось почти две тысячи испанских военных, предоставленных режимом Франко. Кладбище для финальной сцены, например, было сооружено с нуля всего за два дня. Имея такие ресурсы, Леоне смог поставить перед собой более амбициозные задачи, чем он решал ранее. В третьей части «долларовой» трилогии он не только вывел запоминающихся персонажей и выстроил сложную интригу, закрученную вокруг драгоценного клада, но и продемонстрировал зрителям бессмысленность и беспощадность братоубийственной войны. Многогранность сценария, в основном написанного Леоне, и блистательное режиссерское мастерство породили один из величайших фильмов в истории мирового кино.

2 «КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»
(2001: A Space Odyssey, 1968, Стэнли Кубрик)
Ученые, исследующие Луну, находят оставленный инопланетянами черный монолит, возраст которого оценивается в четыре миллиона лет. Монолит посылает сигнал на Юпитер, и для изучения этого сигнала организуется космическая экспедиция, состоящая из пяти астронавтов и разумного суперкомпьютера HAL 9000. Однако по дороге к Юпитеру HAL начинает чудить…
Вы думали, что в нашем хит-параде всего две картины Кубрика? Нет, их три, причем речь вновь идет о ленте, совершенно не похожей на предшественниц. Вплоть до «2001» голливудская научная фантастика была прибежищем второсортных режиссеров, готовых по приказу продюсеров впихивать в каждый кадр полуголую девушку или картонного монстра. Кубрик решил исправить это положение. Он видел, что в научной фантастике есть мощные, глубокие, провокационные идеи, и хотел создать художественный язык, на котором эти идеи могли бы выражаться в кино. Так родилась «Космическая одиссея», полностью лишенная всех трэшевых ходов и заменившая их впечатляющими, революционными спецэффектами, новаторской операторской работой и нестандартным сценарием, который Кубрик разрабатывал вместе с писателем Артуром Кларком. Трудно переоценить влияние, которое лента оказала на всю последующую мировую кинофантастику.

«ПСИХОЗ»
(Psycho, 1960, Альфред Хичкок)
Улучив возможность, секретарша Мэрион Крейн (Дженет Ли) присваивает деньги своего босса и сбегает с ними. Однако далеко убежать ей не удается. Девушка останавливается на ночь в уединенном мотеле, который содержит некто Норман Бейтс (Энтони Перкинс), и там ее жестоко убивают.
Купив права на экранизацию романа Роберта Блоха, Альфред Хичкок сделал все возможное, чтобы сюжет картины оказался для зрителей сюрпризом. Он постарался изъять книгу из продажи, запретил пускать в кинотеатры опоздавших зрителей, не видевших начала ленты, и даже отказался предоставлять фильм для ранних пресс-показов, чтобы критики случайно не раскрыли в своих статьях сокровенные тайны «Психоза». Разумеется, в наше время скрывать сюжет картины бессмысленно – фильм давно разошелся на цитаты и пародии. Но зрители, смотрящие ленту даже по десятому разу, найдут чем насладиться в этом эпохальном хорроре. Он одновременно продемонстрировал, как можно до смерти напугать в рамках тогдашних цензурных запретов, – и существенно раздвинул рамки допустимого в мейнстримном кино. Именно к художественным находкам «Психоза» восходят почти все нынешние ленты о маньяках и серийных убийцах, а также многие постановки из смежных жанров

Комментариев нет:

Отправить комментарий